ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
в.
1. Переход
к неклассической науке в Европе во второй половине
XIX в.
2. Артур Шопенгауэр.
3. Учение Рудольфа фон Иеринга о
праве и государстве.
4. Социологическая теория
государства. Людвиг Гумплович.
5. Неокантианское учение о праве.
Рудольф Штаммлер.
6. Учение Джона Остина о праве.
7. Политические идеи Герберта
Спенсера.
8. Политико-правовое учение Фридриха
Ницше.
Во второй половине XIX в.
постепенно подготавливается, а на рубеже XX в. начинает осуществляться переход к новой, неклассической
науке. И не
случайно, что примерно в то же время и в философии, и в юриспруденции
происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее, сменяются
принципы, образцы, или парадигмы, философствования и политико-правового
мышления. Это наводит на мысль о внутренних связях и общей
социально-исторической обусловленности длительного духовного процесса
"переоценки ценностей", не закончив-
шегося и в
наши дни.
Во многих отношениях начало новому типу философствования положил немец Артур Шопенгауэр (1788-1860). Все, что
существует, он понимал как волю, волю к жизни. Воля представляется как
универсально-космический феномен, а каждая сила в природе — как воля. Всякая
телесность есть "объективность воли", инстинкт и порывы животных —
это тоже действие воли. Наконец, и человек есть проявление воли, поэто-
му его
природа не рациональна, а иррациональна.
Заметной фигурой европейской
юриспруденции второй половины XIX в. был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую
известность ему принесли труды "Дух римского права на различных ступенях
его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право".
Во многих пунктах учению Р. Иеринга о праве и государстве были созвучны
политико-теоретические взгляды популярного в свое время австрийского социолога
и государствоведа Людвига Гумпловича (1838-1909). Последовательно отстаивая мнение о том,
что "с высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для
государства лишь средством" для решения стоящих перед ним задач, он в то
же время считал, что "праву присуща тенденция все больше и больше
эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от
его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде
правовой идеи" [19, с. 445, 448].
Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права
внес видный
немецкий юрист Рудольф Штаммлер (18561938). Его перу принадлежит ряд
произведений теоретико-правового характера. По мнению Р. Штаммлера, юридические
нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от
государственной организации. Его позиция в вопросе соотношения государства и
права принципиально отличается от позиции его современника Р. Иерин-га, который
был убежден в том, что право есть категория силы и что вне государства, помимо
государственного принуждения, нет права как такового.
Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине
прошлого века и связывают с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859), который в 20-х
годах XIX в. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете.
Авторы учебника под общей редакцией В. Нерсесянца [3] справедливо подчеркивают,
что в "творчестве английского правоведа совместились методологические
приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых
был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт).
Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто
юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от
социально-политических его характеристик, столь присущих естественно-правовой
тенденции обсуждения проблематики права и правоведения"
[3, с. 535].
Главным представителем
английского позитивизма второй половины XIX в. был Герберт Спенсер (1820-1903). Будучи крупным
ученым, он, опираясь на обширный научный материал из различных областей знания,
признавал эволюцию как высший закон всего существующего, показывал всеобщность
прогрессивного развития и его объективный характер. Обращаясь к истории
возникновения государства и политических институтов, Г. Спенсер утверждал, что
первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной, когда
мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Важнейшим фактором
нравственного прогресса он считал усиление чувства симпатии. В будущем обществе
индивидуальные особенности будут примирены с общественными потребностями, будет
достигнут "величайший индивидуализм вместе с величайшей взаимной
зависимостью, такое равновесие, при котором каждый, удовлетворяя нужды своей
собственной жизни, будет в то же время самопроизвольно содействовать
удовлетворению нужд всех других членов общества" [45, с. 4].
Еще один мыслитель, представляющий целую эпоху в
истории философской и политико-правовой мысли, — Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). С начала XX в. в
Европе и Америке нет ни одного более цитируемого философа, чем Ф. Ницше, а его
влияние на наш век, причем не только в философии, но и в культуре, искусстве,
политике, сравнимо с влиянием таких фигур, как К. Маркс и З. Фрейд. Сегодня
есть возможность читать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые показывают
его как философа и поэта, исследовавшего человека и его бытие посредством мифов
и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских
обобщений.
Для Ф. Ницше в основе всего
находится не воля к жизни, как у А. Шопенгауэра, а воля к власти. Он сторонник
сильных личностей — таких, как герой его книги "Так говорил
Заратустра", живущий высоко в горах, т. е. выше обычных людей, со своими
ближайшими друзьями — мудрой змеей и гордым орлом. Наша эпоха, согласно Ф.
Ницше, страдает ослаблением личности — никто не хочет жить, проявляя свою волю
и решимость, никто не хочет жить сам так, как учит других, так, как жил,
например, Сократ — мужественно и достойно.
В заключение следует подчеркнуть, что философская и
политико-правовая мысль XIX в. от К. Маркса до Ф. Ницше — это прежде всего
философия поисков смысла человеческого существования, философия права, которая
не удовлетворялась больше классической, просветитель-
ской трактовкой природы человека и пыталась найти,
раскрыть некую истинную человеческую сущность, и весьма преуспела в этом,
выдвинув массу интересных гипотез и конструкций, объясняющих смысл и содержание
человеческого бытия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Расскажите о взглядах И. Иеринга на право и государство.
2.
Что вы знаете о Л. Гумпловиче?
3.
В чем состоит сущность учения о праве Р. Штаммлера?
4.
Что характерно для учения Дж. Остина о праве?
5.
Изложите политические идеи Г. Спенсера.
6.
Что вам известно о политико-правовом учении Ф. Ницше?
|