onli-films.at.ua
Воскресенье, 15.06.2025, 16:16
» Меню сайта
» Правознавство
1.ПРИНЦИПИ І МЕТОДИ ДІЯЛЬНОСТІ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ

2.НОТАРІАТ В УКРАЇНІ

3.КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ

4.КРИМІНАЛІСТИКА

5.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

6."МАЛА" СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ

7.ОБЩАЯ И КРИМИНАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

8.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

9.АНГЛІЙСЬКА МОВА ДЛЯ ЮРИСТІВ ENGLISH FOR LAW STUDENTS

10.СЛОВНИЧОК ЮРИДИЧНИХ ТЕРМІНІВ

11.КРИМІНОЛОГІЯ

12.ЖИТЛОВЕ ПРАВО УКРАЇНИ

13.СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ: СТАН І ПЕРСПЕКТИВИ

14.ТЕОРІЯ ДЕРЖАВИ І ПРАВА

15.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

16.МІЖНАРОДНЕ ПРИВАТНЕ ПРАВО

17.ЗАКОН УКРАЇНИ Про місцеве самоврядування в Україні

18.ТРУДОВІ СПОРИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ АРАБСКОГО ВОСТОКА

1.  Историческая обстановка и общая характеристика полити-
  ко-правовой мысли на Арабском Востоке.
2.  Формирование и развитие мусульманской правовой мысли.
3.  Проблемы государства и политики.
4.  Политическое учение Ибн Хальдуна.
5.  Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины.

В то время как на Западе философия, искусство и наука на определен­ное время задержались в развитии, на Востоке благодаря заслугам араб­ских мыслителей происходит их расцвет. Арабских философских тради­ций частично придерживались и на Западе, например на Пиренейском полуострове, часть которого находилась под арабским господством. Арабская философия, политическая и правовая мысль стали связую­щим звеном между греческой философией, политической и правовой мыслью, традиции которых арабы позаимствовали (преимущественно от сирийцев) и сохранили, и последующей ступенью европейской филосо­фии (схоластикой), политической и правовой мысли. После национального и религиозного объединения арабских кочевьгх племен в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепилась мощь арабов, разобщенных ранее бесконечными внутренними конфлик­тами. Начиная с VII в. арабы под знаменем ислама завоевывали одну страну за другой, так что в конце первой трети этого века Арабский ха­лифат был больше, чем бывшая Римская империя, и простирался от Тур­кестана до Испании. Он имел несколько культурных центров. Религиоз­ным центром стало место рождения Мухаммеда — храм Кааба в Мекке. В других частях исламского мира возникают два значительных центра духовной культуры: на Востоке — Багдад, на Западе — испанская Кор­дова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы. В X в. мусульманская Испания (расположенная на юге страны) была од­ной из самых процветающих стран Западной Европы. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли отража­ет взаимодействие двух начал — религиозно-этического и собственно правового. Коран и Сунна считаются основными источниками мусульманского права. Коран (от араб. qur 'an — чтение, декламация) — главная священ­ная книга мусульман, собрание поучений. Согласно исламу оригинал Корана хранится у Аллаха, и его содержание пророк Мухаммед частями излагал своим последователям как откровения Бога. Единая редакция и установление канонического текста были осуществлены в VIII-IX вв. Коран разделен на 114 сур (глав). В его повествованиях о происхожде­нии и устройстве мира, сотворении человека и т. п. заметно влияние хри­стианской и иудейской мифологии. Кроме закрепления традиционных ритуалов мусульманской веры — ежедневной молитвы, обязательной милостыни, соблюдения поста и паломничества в Мекку — Коран вме­щает многовековой опыт развития нравственных отношений, что отра­жено в таких правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, суровое осуждение лживости и во­ровства. Большое место в Коране занимают социально-правовые поло­жения, поэтому не случайно он называется "арабским судебником". Сунна (от араб. sunna — обычай, образ действий, поведение) — свя­щенное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Сунне в исламе придается значение источника, поясняющего и дополняющего Коран, служащего второй (после Корана) основой мусульманского права. Шариат (от араб. sar'at — надлежащий путь) — свод норм мусульманского права, морали, ре­лигиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман — от колыбели до могилы. Шариат основывается на Коране и Сунне. С течением времени стала очевидной недостаточность содер­жащихся в основных источниках предписаний, а также нормативных ре­шений сподвижников пророка. Начиная с VIII в. главную роль в ликви­дации пробелов и приспособлении положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно начинают играть правоведы — основатели правовых школ-толков — и их последователи. Ученые-юристы выработали не только конкретные нормы мусульман­ского права, но и ключевые принципы, составляющие его самую ста­бильную часть. Основным источником мусульманского права стала вы­ступать доктрина. Ключевой категорией мусульманско-правовой политической теории являлся халифат, который рассматривался в двух взаимосвязанных ас­пектах: как сущность мусульманской власти и как специфическая фор­ма правления. Особое внимание следует обратить на политическое учение Ибн Хальдуна (1332-1406), изложенное в знаменитом трактате "Мукаддима" ("Введение"). Его отличительной особенностью является объединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа. Только в конце XIX в. были радикально пересмотрены традиционные мусульманские политические представления. Основоположником идейно­го течения исламской реформации считается Джемаль эд-Дин аль-Афга­ни (1839-1897). Он отстаивал возрождение ислама, освобождение его от "новшеств", которые исказили его истинную суть и привели мусульман к отсталости. Реформистский подход к политико-правовой проблемати­ке, шариату и исламской власти наиболее обстоятельно разработал Мухаммед Абдо (1849-1905), ученик и последователь аль-Афгани. Наиболее серьезные теоретико-религиозные аргументы в пользу возрож­дения халифата выдвинул Мухаммед Рашид Дира (1865-1935), опубли­ковавший в 1922 г. знаменитый трактат "Халифат, или Великий имамат", который считается фундаментальным исследованием по мусульманской теории государства. Противоположная теория мусульманского государ­ства, согласно которой халифат вообще не имеет ничего общего с исла­мом, излагалась в книге "Ислам и основы власти" (1925). Ее автор — шейх египетского мусульманского университета "Аль-Азхар" Али Аб-дель Разек — не просто выступал против общепринятой теории "обяза­тельности халифата", но и высказал идею о том, что в Коране вообще ничего не говорится о халифате как государстве или форме правления.

      ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.    Что вы знаете о возникновении и развитии мусульманского права?
2.    Изложите суть политического учения Ибн Хальдуна.
3.    Расскажите о взглядах мусульманских реформаторов конца XIX в.

» Поиск
» Статистика

216.73.216.199

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Карта

free counters
» Форма входа
Copyright MyCorp © 2025Конструктор сайтовuCoz