ПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
АРАБСКОГО ВОСТОКА
1. Историческая
обстановка и общая характеристика полити-
ко-правовой мысли на Арабском Востоке.
ко-правовой мысли на Арабском Востоке.
2. Формирование
и развитие мусульманской правовой мысли.
3. Проблемы
государства и политики.
4. Политическое
учение Ибн Хальдуна.
5. Исторические
судьбы мусульманской политико-правовой доктрины.
В то время как на Западе
философия, искусство и наука на определенное время задержались в развитии, на
Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет. Арабских
философских традиций частично придерживались и на Западе, например на
Пиренейском полуострове, часть которого находилась под арабским господством. Арабская философия,
политическая и правовая мысль стали связующим звеном между греческой философией,
политической и правовой мыслью, традиции которых арабы позаимствовали
(преимущественно от сирийцев) и сохранили, и последующей ступенью европейской
философии (схоластикой), политической и правовой мысли.
После национального и
религиозного объединения арабских кочевьгх племен в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепилась
мощь арабов, разобщенных ранее бесконечными внутренними конфликтами. Начиная с
VII в. арабы под знаменем ислама завоевывали одну страну за другой, так что в
конце первой трети этого века Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская
империя, и простирался от Туркестана до Испании. Он имел несколько культурных
центров. Религиозным центром стало место рождения Мухаммеда — храм Кааба в
Мекке.
В других частях исламского мира возникают два
значительных центра духовной культуры: на Востоке — Багдад, на Западе —
испанская Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней
Европы. В X в. мусульманская Испания (расположенная на юге страны) была одной
из самых процветающих стран Западной Европы.
Формирование и развитие мусульманской правовой мысли отражает взаимодействие двух
начал — религиозно-этического и собственно правового.
Коран и Сунна считаются основными источниками
мусульманского права. Коран (от араб. qur 'an — чтение, декламация) — главная
священная книга мусульман, собрание поучений. Согласно исламу оригинал Корана
хранится у Аллаха, и его содержание пророк Мухаммед частями излагал своим
последователям как откровения Бога. Единая редакция и установление
канонического текста были осуществлены в VIII-IX вв. Коран разделен на 114 сур
(глав). В его повествованиях о происхождении и устройстве мира, сотворении
человека и т. п. заметно влияние христианской и иудейской мифологии. Кроме
закрепления традиционных ритуалов мусульманской веры — ежедневной молитвы,
обязательной милостыни, соблюдения поста и паломничества в Мекку — Коран вмещает
многовековой опыт развития нравственных отношений, что отражено в таких
правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и
употребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. Большое место в
Коране занимают социально-правовые положения, поэтому не случайно он
называется "арабским судебником".
Сунна (от араб. sunna — обычай, образ действий,
поведение) — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о
поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Сунне в исламе придается значение
источника, поясняющего и дополняющего Коран, служащего второй (после Корана)
основой мусульманского права. Шариат (от араб. sar'at — надлежащий путь) — свод норм мусульманского права,
морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь
мусульман — от колыбели до могилы. Шариат основывается на Коране и Сунне. С
течением времени стала очевидной недостаточность содержащихся в основных
источниках предписаний, а также нормативных решений сподвижников пророка.
Начиная с VIII в. главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении
положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно
начинают играть правоведы — основатели правовых школ-толков — и их
последователи. Ученые-юристы выработали не только конкретные нормы мусульманского
права, но и ключевые принципы, составляющие его самую стабильную часть.
Основным источником мусульманского права стала выступать доктрина.
Ключевой категорией мусульманско-правовой политической теории
являлся халифат,
который
рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: как сущность мусульманской
власти и как специфическая форма правления.
Особое внимание следует обратить на политическое учение
Ибн
Хальдуна (1332-1406),
изложенное в знаменитом трактате "Мукаддима" ("Введение").
Его отличительной особенностью является объединение философского и юридического
подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа.
Только в конце XIX в. были радикально пересмотрены
традиционные мусульманские политические представления. Основоположником идейного
течения исламской реформации считается Джемаль эд-Дин аль-Афгани (1839-1897). Он отстаивал
возрождение ислама, освобождение его от "новшеств", которые исказили
его истинную суть и привели мусульман к отсталости. Реформистский подход к
политико-правовой проблематике, шариату и исламской власти наиболее
обстоятельно разработал Мухаммед Абдо (1849-1905), ученик и последователь аль-Афгани.
Наиболее серьезные теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения
халифата выдвинул Мухаммед Рашид Дира (1865-1935), опубликовавший в 1922 г. знаменитый
трактат "Халифат, или Великий имамат", который считается
фундаментальным исследованием по мусульманской теории государства.
Противоположная теория мусульманского государства, согласно которой халифат
вообще не имеет ничего общего с исламом, излагалась в книге "Ислам и
основы власти" (1925). Ее автор — шейх египетского мусульманского
университета "Аль-Азхар" Али Аб-дель Разек — не просто выступал против
общепринятой теории "обязательности халифата", но и высказал идею о
том, что в Коране вообще ничего не говорится о халифате как государстве или
форме правления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Что вы знаете о возникновении и развитии мусульманского
права?
2.
Изложите суть политического учения Ибн Хальдуна.
3.
Расскажите о взглядах мусульманских реформаторов конца
XIX в.