ПОЛИТИЧЕСКАЯ И
ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ КОНЦА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДОКТРИНА КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО
ОБЩЕСТВА
1.
Философская, политическая и правовая мысль в Украине в
конце XVIII — первой половине XIX в.
2.
Творчество Михаила Максимовича и его влияние на членов
Ки-рилло-Мефодиевского общества.
3.
Историософская концепция Николая Костомарова. Начало
разработки философии украинской идеи.
4.
Политическая доктрина Кирилло-Мефодиевского общества.
5.
Идея Украины в творчестве Пантелеймона Кулиша.
6.
Тарас Шевченко и его вклад в разработку философии
украинской идеи.
С конца XVIII в. философская, политическая и правовая мысль в Украине вступает в новый период своего
исторического развития. Существенные особенности этого периода в конечном
счете обусловливались разложением системы феодально-крепостнических отношений
и нарастанием освободительного движения в стране. О. Субтельный пишет, что
XVIII в. был парадоксальной эпохой в истории украинской культуры. Он стал
свидетелем замечательного расцвета украинской литературы и искусства с его
причудливо-витиеватым барочным стилем. В то же время создаются условия, при
которых украинская культура лишается своих самобытных черт и начинает
приспосабливаться к российским имперским образцам [8, с. 249]. Видный
украинский ученый В. Горский в своем курсе лекций по истории украинской
философии, характеризуя основные принципы мировоззрения, которые утверждались
в культуре барокко, отмечает, что в Украине эти принципы закладывали
профессора Киево-Могилянской академии С. Яворский, Ф. Проко-пович, Г. Кониский,
М. Козачинский, С. Кулябка, С. Калиновский и др. Болыпинство из них занимались
исследованием проблем государства и права и внесли немалый вклад в развитие
украинской политико-правовой мысли [17, с. 68].
Крупным событием в общественной и культурной жизни
стало открытие в 1834 г. в Киеве университета. По замыслу царского правительства,
он должен был стать твердыней самодержавия в Юго-Западном регионе. Однако
надежды устроителей университета не оправдались. Его студенты очень быстро
вовлеклись в демократическое, антикрепостническое движение. С Киевским
университетом непосредственно связана история деятельности Кирилло-Мефодиевского общества,
он занимает
важное место в киевском периоде жизни Т. Шевченко.
Велико значение университета в формировании общественно-политической,
философской и правовой культуры. В этом отношении особое место занимает его первый
ректор, представитель передовой отечественной демократической мысли Михаил Александрович Максимович
(1804-1873).
Творчество его в целом способствовало расшатыванию устоев теологии и
метафизики, послужило толчком к широкой постановке в науке философских проблем
естествознания. Деятельность М. Максимовича, ряда ученых-естествоиспытателей в
стенах университета противостояла той линии, которую представляли реакционные
профессора философии. В трудах передовых представителей конкретно-научного
знания обнаруживается постановка и решение актуальных
философско-социологических проблем на уровне, во многом превосходящем уровень,
который демонстрировали дипломированные профессора философии. Со временем М.
Максимович стал деканом философского факультета, и этот период примечателен
серьезным вкладом мыслителя в исследование истории, фольклора, письменности
украинского народа. В. Горский отмечает, что интерес к истории, народному
творчеству был важным для М. Максимовича, поскольку способствовал пониманию
особенностей "украинского народного духа", специфики украинского
характера.
Идеи, выдвинутые в трудах М. Максимовича в киевский период, получают
дальнейшее развитие в работах одного из основателей Кирилло-Мефодиевского
общества Николая
Ивановича Костомарова (18171885). Он является автором основного
идеологического документа общества — "Книги бытия украинского
народа", адресованного самым
широким слоям населения. В сжатом виде в ней сформулированы
основные черты историософской концепции, которую научно, теоретически и
поэтически обосновал в дальнейшем творчестве Н. Костомаров и другие члены
общества. В центре этой концепции, подчеркивает В. Горский, — основная с
позиций философии национальной идеи проблема "Украина и мир", которая
выстраивается на основе традиций тогдашнего романтизма, связанного с идеями
христианской философии, с давних времен определявшей направленность украинской
культуры. В "Книге бытия украинского народа" излагается история
развития Украины. Упоминается, что были времена, когда Украина не любила ни
царя, ни пана, описывается казачество — братство, вступая в которое, каждый
становился братом других, был ли он ранее паном или рабом, лишь бы он был
христианином. Все казаки были равны, старшины избирались на сходах и должны
были служить всем по заповедям Христовым, воспринимая служебные обязанности не
как повинность. У казаков не существовало титулов, в их отношениях не было
панской пышности. Но украинский народ начал терять все свободы, когда Украину
включили в состав Речи Посполитой. Иезуиты, паны, шляхта, магнаты выступили
против казачества как опасного явления. Они хотели держать народ в послушании и
неволе. Украина не помнила зла со стороны Польши, стремилась жить с ней
по-братски. Польша же не хотела поступиться своим господством над Украиной.
Обессилев в борьбе с Польшей и потеряв надежду на добрососедское
сосуществование и сотрудничество с ней, Украина "пристала к Москов-щине и
соединилась с ней как один народ славянский с другим народом славянским".
Но положение ее не улучшилось, и "вскоре увидела Украина, что она попала
в неволю. Русские цари безжалостно угнетали ее народ. Конечно же, Украина
любила и поляков, и великороссов как братьев своих и не хотела с ними
расставаться, а хотела, чтобы все жили вместе, объединившись как один народ
славянский. Но ни Речь Посполитая, ни царь России не хотели
признать украинский народ равноправным и поделили Украину между собой,
поработив ее народ. Но Украина не погибла, осталась верной христианству,
провозгласив идеи равенства, свободы и братства. Она хотела быть суверенной,
свободной. В системе отношений Украина—Польша—Россия все народы были угнетены
царем и панами, но больше всех терпел гнет украинский народ. Это и определило
его судьбу борца за свободу, равенство и братство. Украина выступила
возбудителем всех слоев общества Российской империи к борьбе за свободу,
равенство и независимость" [44, с. 169-170].
Н. Костомаров и Пантелеймон Александрович Кулиш
(1819-1897)
возглавляли "умеренную" группу Кирилло-Мефодиевского общества.
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) стоял на
революционно-демократических позициях. Деятельность этого гениального сына украинского
народа занимает особое место в истории. В своем творчестве, которое стало
выражением интересов обездоленного народа, освободительных стремлений
закабаленного крестьянства, он поднялся на такую высоту, что с полным правом
вошел в мировую культуру. Заслуга Т. Шевченко состоит в том, что он
рассматривал освобождение Украины от национального угнетения как составляющую
социального раскрепощения народов России. Т. Шевченко разоблачал лжепатриотизм
крепостников. Он писал, что у "кого нет любви к родине, те сердцем нищие
калеки...". Авторы книги "Социология: наука об обществе"
справедливо подчеркивают, что Т. Шевченко не только обращался к прошлому, но и
видел образец демократизации государственно-политического строя в
республиканском устройстве Соединенных Штатов Америки. Он обосновывал идеей
естественного права вывод о том, что закон, который позволяет продать, купить пленника,
сделать его рабом и содержать произвольно, не может быть основан ни на праве,
ни на справедливости [44, с. 171].
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Что вы знаете о М. Максимовиче?
2.
Расскажите о Н. Костомарове.
3.
Как вы понимаете выражение "философия украинской
идеи"?
4.
В чем состоит сущность политической доктрины
Кирилло-Мефодиевского общества?
5.
Расскажите о Т. Шевченко и его вкладе в разработку
философии украинской идеи.
|