onli-films.at.ua
Суббота, 20.04.2024, 13:59
» Меню сайта
» Правознавство
1.ПРИНЦИПИ І МЕТОДИ ДІЯЛЬНОСТІ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ

2.НОТАРІАТ В УКРАЇНІ

3.КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ

4.КРИМІНАЛІСТИКА

5.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

6."МАЛА" СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ

7.ОБЩАЯ И КРИМИНАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

8.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

9.АНГЛІЙСЬКА МОВА ДЛЯ ЮРИСТІВ ENGLISH FOR LAW STUDENTS

10.СЛОВНИЧОК ЮРИДИЧНИХ ТЕРМІНІВ

11.КРИМІНОЛОГІЯ

12.ЖИТЛОВЕ ПРАВО УКРАЇНИ

13.СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ: СТАН І ПЕРСПЕКТИВИ

14.ТЕОРІЯ ДЕРЖАВИ І ПРАВА

15.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

16.МІЖНАРОДНЕ ПРИВАТНЕ ПРАВО

17.ЗАКОН УКРАЇНИ Про місцеве самоврядування в Україні

18.ТРУДОВІ СПОРИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.  Общая характеристика Нового времени

2.  Учение Гуго Гроция о государстве и праве.

3.  Политическое и правовое учение Бенедикта Спинозы.

4.  Основные направления английской политической и правовоймысли.

5.   Политико-правовое учение Томаса Гоббса.  

6.   Учение Джона Локка о государстве и праве.      

XVI-XVII вв. — время, ознаменовавшее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном миро­ощущении — все это нашло отражение в новой проблематике и стиле философии, политико-правовой мысли. Важным событием, определив­шим характер и направленность мысли, стала научная революция, нача­тая исследованиями и открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея и завершенная И. Ньютоном. Философия вообще и фи­лософия права в частности должны были осмыслить масштаб происхо­дящих перемен и, отвечая ходу событий, ввести современников в новый мир с иным местоположением самого человека в его отношении к при­роде, обществу, самому себе и Богу. Новый духовный мир люди выстраивали и обживали с трудом, в кон­фликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиций требовало мужества, усилий и длительного времени. Прошлое оказыва­ло влияние на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир. Мы ознакомимся с развитием политической и правовой мысли в XVII в. в самых общих чертах, прибегнув к сжатой характеристике поли­тико-правовых концепций лишь некоторых великих европейских мысли­телей. Гуго Гроций (1583-1645) — один из основателей "юридического мировоззрения" Нового времени, рационалистической доктрины есте­ственного и международного права. В основе юридического подхода Г. Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. При этом справедливость трактовалась им как требование разума, веле­ние природы разумного существа. Государство Г. Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Огромный вклад Г. Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дал основание име­новать его "отцом международного права". Г. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым авто­ром. Его перу принадлежит более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международному, ес­тественному и каноническому праву, вопросам общей истории, этногра­фии, античной литературы и культуры. Его основной труд — фундамен­тальное произведение "О праве войны и мира" (1625) — состоит из трех книг, в которых объясняются естественное право и право народов, а так­же принципы публичного права. Политико-правовые взгляды Г. Гроция изложены и в таких его трактатах, как "О праве добычи", "О древности и строе Батавской республики", "Введение в изучение права Голландии". Политико-правовое учение Г. Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях направлено на утверждение право­вых начал и достижение мира. Рационалистическим идеям Г. Гроция о естественном и позитивном праве вполне соответствовали и его пред­ставления о методологии юриспруденции. Отдавая должное усилиям прежних юристов в плане юридико-догматического, исторического и филологического способов рассмотрения права, Г. Гроций акцентиро­вал внимание на рационально-логическом методе его изучения и толко­вания. Значительное влияние на последующее развитие юридической науки оказала разработанная Г. Гроцием концепция юриспруденции (ее предмета и методологии) как научной системы изучения права, ко­торая опирается на рационально-логическое познание объективной при­роды права и лишь с этих стабильных, объективно-научных позиций исследует изменчивые (во времени и пространстве) положения сменяю­щих друг друга законов (волеустановленного, позитивного права). Многие из этих теоретико-методологических положений, пишет В. Нерсесянц, взяла на вооружение и современная юриспруденция, кото­рая рассматривает теорию права как объективного явления в качестве необходимой основы для учения о законе (всех источников позитивного права), а теоретически обоснованную систему права (и систему отрас­лей права) — в качестве научной основы системы отраслей законо­дательства и направлений законотворческой деятельности [35, с. 102]. Новый рационалистический подход к проблемам общества, государ­ства и права получил дальнейшее развитие в творчестве великого гол­ландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677). В основу философской системы Б. Спинозы положено учение о еди­ной субстанции. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы, он находится прямо в ней как ее имманентная причина. Б. Спиноза, таким образом, отвергал личного бога и понимал его как универсальную причину мира. В этих идеях содержится суть пантеизма. В своем учении о субстанции Б. Спиноза преодолевает противоречие дуализма Р. Декарта. Субстанция существует сама по себе, исключает существование какого-либо друго­го начала и является причиной самой себя (causa sui). Согласно Б. Спи­нозе, в мире господствует жесткий детерминизм. В историю политической и правовой мысли Б. Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права. Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате"(1677). Так же, как Т. Гоббс и Дж. Локк, он исходил из естественного состоя­ния общества, понимая его как период, когда преобладает не разум, а закон природы. Этот закон ведет каждого человека к тому, чтобы он заботился лишь о личном успехе и удовлетворял лишь собственные потребности, следующие из его природы, из инстинкта самосохране­ния. Это естественное состояние Б. Спиноза характеризовал, подобно Т. Гоббсу, как состояние, когда человек человеку — волк. Общество и го­сударство возникают для того, чтобы люди могли обеспечить собствен­ную безопасность, а также оказывать взаимную помощь. Хотя Б. Спиноза руководствовался той же характеристикой естест­венного состояния, что и Т. Гоббс, и соглашался с ним в различении ос­новных форм государства (демократия, аристократия и монархия), он не признавал ни абсолютной, ни конституционной монархии, а выступал сторонником демократии. Наилучшей формой государства Б. Спиноза считал ту, в которой все граждане участвуют в управлении им. Б. Спиноза был сторонником сильной государственной власти. Он учил, что право по отношению к подданным должно быть исключитель­но велико: оно прямо пропорционально количеству людей, заключивших общественный договор, который положил начало государственной влас­ти. Однако в отличие от Т. Гоббса, который отстаивал абсолютную мо­нархию, пользующуюся неограниченным правом в отношении поддан­ных, Б. Спиноза считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести, за свободу ко­торой он ратовал. Не менее горячо Б. Спиноза боролся за свободу мыс­ли и слова, причем не только от ограничений государственной властью, но и от религиозного авторитета. Свобода, согласно Б. Спинозе, лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления. В соответствии с собственной этикой Б. Спиноза требовал, чтобы го­сударство было устроено разумно. Государство, которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в постоянном страхе, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им казалось, что они не ведомы, но живут по своей воле и решают свои дела совсем свободно; чтобы они были удерживаемы в узде лишь лю­бовью к свободе, стремлением увеличивать имение и надеждой на дос­тижение почетных мест в государственных делах. В этих положениях Б. Спинозы выражались мысли и чувства гол­ландской буржуазии, которая в 60-е годы была более развитой и полити­чески опытной, чем английская. Кратко остановимся на основных направлениях английской поли­тической и правовой мысли. В 1642 г. в Англии началась гражданская война, закончившаяся казнью короля Карла I и установлением протекто­рата Оливера Кромвеля. Вскоре после его смерти временно восторже­ствовала феодальная реакция. Политические группировки в это время использовали в своих целях религию. Ими были взяты на вооружение концепция божественной природы монархической власти, теория патри­архального возникновения и существа государства. Одними из самых распространенных и влиятельных в ту пору были идеи индепенден-тов — радикальной религиозно-политической группировки пуритан — сторонников полной автономии церковных общин, которые выступали против монархии. Большую позитивную роль в социально-политиче­ской жизни Западной Европы и Северной Америки XVII-XVIII вв., в развитии прогрессивной политико-юридической мысли сыграли идеи, выдвинутые левеллерами — радикально-демократической группиров­кой, добивавшейся установления республики, введения всеобщего из­бирательного права. В 1648 г. партия левеллеров раскололась. От нее отошли так называемые истинные левеллеры, диггеры, опиравшиеся на беднейшее крестьянство и городские низы. Политико-правовое учение Томаса Гоббса (1588-1679) — государ­ственного деятеля и философа, жившего в эпоху английской буржуазной революции, представляет большой интерес. Т. Гоббс был сторонником О. Кромвеля, который предложил философу пост государственного сек­ретаря в своем правительстве, но тот отказался. В период реставрации королевской династии Стюартов Т. Гоббса не тронули, поскольку Карл II в прошлом был его воспитанником. Трилогия Т. Гоббса "О теле", "О человеке", "О гражданине" состав­ляет целостный и систематический обзор его философских, социальных и политических воззрений. Это вершина его философской мысли. Наи­большее значение имеют, однако, социально-политические взгляды Т. Гоббса, содержащиеся в заключительном труде о его философской си­стеме "О гражданине" и в трактате "Левиафан". Левиафан, могучее чу­довище библейских легенд, служил у Т. Гоббса своеобразным символом государства. В трактате Т. Гоббс излагал свое учение о человеке, госу­дарстве и праве. Философия права и государства Т. Гоббса носит ярко выраженный этатистский (т. е. признающий активное участие государ­ства в экономической жизни общества) характер. Существенное значение в его учении придается принципиальному противопоставлению естественного состояния человека государству (гражданскому состоянию). Т. Гоббс исходит из того, что "природа со­здала людей равными в отношении физических и умственных способно­стей". Это равенство людей, означающее их равные возможности вре­дить друг другу в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничеством, недоверием, любовью к славе) приводит, согласно Т. Гоббсу, к тому, что естественное состоя­ние превращается во всеобщую непрекращающуюся войну (войну всех против всех). Абсолютная власть государства — вот гарант мира и реа­лизации естественных законов. Вслед за Н. Макиавелли и Г. Гроцием Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а вы­водя его законы из разума и опыта. Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающей­ся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии. По отношению к носителю верховной государственной вла­сти Т. Гоббс различает три вида государства: первый, когда власть у со­брания и каждый гражданин имеет право голоса, называется демократи­ей; второй, когда власть у собрания, но не все, а лишь избранная часть граждан имеет право голоса, — аристократией; третий, когда верховная власть сосредоточена в одних руках, именуется монархией. Из этих форм государства наилучшей Т. Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духов­ном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, о повышении уровня морали. В этом ему помогают законы, их обяза­тельность гарантируется государственной властью. И хотя концепция общества у Т. Гоббса, изложенная в трудах "Леви­афан" и "О гражданине", может, на первый взгляд, показаться недемок­ратической, на самом же деле в ней содержится глубокий демократичес­кий смысл. В этой связи следует обратить внимание на его понимание суверенитета гражданина. Следующая выразительная демократическая черта концепции Т. Гоб-бса заключается в его трактовке общественного договора как естествен­ного равенства всех людей, которое стало исходным принципом дого­ворных отношений. Английская революция XVII в., установившиеся после нее порядки, которые явились следствием компромисса между буржуазией и дворян­ством, нашли своего идеолога в лице Джона Локка (1632-1704). Главный философский трактат Дж. Локка — "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он системно изложил свои гносеологические и он­тологические воззрения. Среди политических работ Дж. Локка осново­полагающей можно считать "Два трактата о государственном управле­нии" (1690). Дж. Локк, как и Т. Гоббс, представитель эмпирического направления в английской философии, начинающегося с Ф. Бэкона. Главное внима­ние Дж. Локк уделял проблематике познания. Уже в первой части его "Опыта о человеческом разуме" встречается идея о том, что предпосыл­кой исследования всех проблем является изучение возможностей чело­веческого познания, т. е. выяснение того, чего оно может достичь, каковы его границы, а также механизмов получения знаний о внешнем мире. Дж. Локк, подобно Т. Гоббсу, в философских построениях исходил из теории о естественном состоянии людей и о договорном происхождении государства. Он отстаивал частную собственность, денежное хозяйство, экономическую политику, поощряющую торговлю и индустрию. В естест­венном состоянии, рассуждал Дж. Локк, все люди равны и свободны, причем свобода, регулируемая разумом, не тождественна произволу. Государство, устанавливаемое по взаимному соглашению людей, дол­жно обеспечить блага естественного состояния и охрану неотчуждаемых прав человека: жизни, индивидуальной свободы и частной собствен­ности. Из всех целей государства основной является охрана частной собственности, недостаточно обеспеченная в естественном состоянии несмотря на все преимущества естественного права. Парламентарный строй, по Дж. Локку, есть наилучшая система государства, действующе­го по воле большинства. Учение Дж. Локка о государстве и праве вобра­ло в себя многие достижения политико-юридического знания и передо­вой научной мысли XVII в. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общест­венного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод лич­ности, сбалансированности властей, законности восстания против ти­рана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные до него другими. Как подчеркивает В. Нерсесянц, Дж. Локк развил и видоизменил их, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма.

      ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.    Охарактеризуйте учение Г. Гроция о государстве и праве.
2.    Особенности политического и правового учения Б. Спинозы.
3.    Основные направления английской политической и правовой мысли XVII в.
4.    Изложите политико-правовое учение Т. Гоббса.
5.    Расскажите об учении Дж. Локка о государстве и праве.

» Поиск
» Статистика

18.217.144.32

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Карта

free counters
» Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz