ПОЛИТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
ЕВРОПЕЙСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ
1.
Общая характеристика эпохи европейского Просвещения.
2.
Политические и правовые взгляды Вольтера.
3.
Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье.
4.
Политико-правовое учение Жан Жака Руссо.
5.
Политико-правовые идеи якобинцев.
6.
Политико-правовая идеология французского социализма.
7.
Естественно-правовые учения в Германии в XVII—XVIII вв.
8.
Политические и правовые учения в Италии в XVIII в.
Эпохой Просвещения называют период, начавшийся в
Западной Европе и Северной Америке с середины XVII в. и продолжавшийся до конца
XVIII в. Просвещение выражало требования, интересы и идеалы передовой для той
эпохи молодой буржуазии в области политической, научной, философской мысли и
искусства. Прославляя "царство разума", по законам которого можно
построить более совершенное общество, просветители считали главным условием
такого переустройства распространение знаний.
Несомненно, виднейшим мыслителем французского
Просвещения является Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю мировой культуры под
именем Вольтер
(1694-1778).
Он был типичным представителем высших слоев "третьего сословия" —
нарождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса он резко
критиковал надстройку феодального общества — феодальную идеологию,
интегральным элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная
направленность пронизывает все творчество Вольтера. Однако его антирелигиозная
ориентация не превращается в отрицание религии как таковой. Вольтер не приходит
к идее о необходимости ликвидации религии, он требует лишь религиозной
свободы.
В философских трудах Вольтер выражал одно из основных
требований восходящей буржуазии о равенстве людей. Однако в отличие от Ж. Ж.
Руссо он признавал лишь равенство перед законом и правом. Социальное и
имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного
равновесия и нормального развития общества. Если Ж. Ж. Руссо в работе "О
причинах неравенства" выступал против частной собственности и требовал ее
уничтожения, то Вольтер это требование с присущей ему иронией высмеял. Свободу
человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом
смысле.
Свобода у Вольтера — это в первую очередь свобода личности, индивида,
частная свобода, а не свобода общества в целом. Подлинная свобода, по убеждению
Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально взаимозависимыми;
они становятся автономными субъектами. В философии Вольтера большую роль играет
вопрос об активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности
поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени. Вольтер
относится к мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам
управления государством, конкретным институтам и процедурам власти, а
принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими
социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода,
собственность, законность, гуманность.
Вольтер не оставил после себя специальных
политико-правовых трудов. Взгляды на политику, государство, право и закон
вкраплены в разные произведения писателя, соседствуя в них с рассуждениями на
иные темы. Творческое наследие Вольтера огромно. Он писал легко, быстро и
весело, писал всегда — в моменты благодатных творческих уединений и в суматохе
светской жизни, в располагающей тишине своего рабочего кабинета, в приемной
Фридриха II и в провинциальной таверне. Вольтер начинал как поэт и драматург,
затем продолжил свою деятельность как историк, но неизменно пользовался
непререкаемым авторитетом среди современников прежде всего и главным образом
как философ. Вольтер стал вождем общественного мнения, а XVIII век стал "веком Вольтера".
Одним из ярких представителей французского Просвещения является Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он был не только
философом, но и выдающимся юристом и политическим мыслителем. Для творчества
Ш. Монтескье во многом характерен новый взгляд на сущность общества. Он
пытался объяснить возникновение и развитие общества на основе более или менее
естественных факторов. Общественный процесс во Франции во второй половине XVII
— начале XVIII в. привел Ш. Монтескье, как и других мыслителей, к попытке
раскрыть сущность и причины социальных изменений и поворотов. Он пытался найти
такие принципы общественного устройства, которые гарантировали бы определенную
социальную стабильность и создавали бы предпосылки к развитию гражданских
добродетелей. Уже в начале 20-х годов Ш. Монтескье издал свой первый
значительный труд "Персидские письма" (1721). В них в аллегорической
форме он не только критиковал тогдашнюю политическую систему Франции, но и
описывал губительные последствия абсолютизма. Основное произведение Ш.
Монтескье — "О духе законов" (1748). В нем приведен цельный,
системный обзор его общественно-научных воззрений, в которых он обобщил
наследие как английских, так и французских мыслителей XVII — начала XVIII в.
Книга Ш. Монтескье "О духе законов" относится
к вершинам классической политической мысли. Свободу и равенство Ш. Монтескье
рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Он полагал, что
общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно понятому
частному интересу. Понимая свободу как независимость, он считал, что в
общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому "свобода есть
право делать все, что дозволено законом", отсюда — "разрешено все,
что не запрещено законом". В книге обосновывается впервые сформулированная
Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в
доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов
политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая
власть при этом не должна быть неограниченной. Ш. Монтескье вводит различие
двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, следующих
из природы вещей; законов-правил, человеческих установлений. Он доказывает
необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные
законом, определяют действия людей, а законы-установления — действия граждан.
Учение Ш. Монтескье "О духе законов" (т. е. о
закономерном, разумном и необходимом в позитивном праве) представляло собой успешную
попытку постижения объективных закономерностей и логики исторически изменчивых
позитивных законов, познания причин и факторов, которые порождают их. Такая
ориентация юридического познания на выявление объективных закономерностей
возникновения и развития права, несомненно, содействовала углублению
юридических исследований, обогащению научного потенциала юриспруденции,
повышению научного качества юридического знания.
Рассмотрим политико-правовое учение Ж. Ж. Руссо. Если
Вольтер был представителем высших слоев "третьего сословия", то Жан Жак Руссо (1712-1778) — представителем
его низших слоев. Ж. Ж. Руссо остро поставил вопрос об общественном
неравенстве. Современное ему общество он охарактеризовал как цивилизацию
неравенства, как культуру, чуждую и враждебную интересам народа. Согласно
учению Ж. Ж. Руссо, на начальных стадиях общественной жизни политического
неравенства не было. В период "естественного состояния", когда все
люди равны, не существовало частной собственности и социального подчинения.
Источник социального угнетения народных масс Ж. Ж. Руссо видел в возникновении
частной собственности. Своим учением о законе как выражении общей воли и о
законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета,
своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Ж.
Ж. Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой
мысли и социально-политической практики.
Ж. Ж. Руссо — автор знаменитого произведения
"Общественный договор", которое явилось теоретическим обоснованием
гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве
юридических прав и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
"Сувереном", единственным правителем общества, возникающего на базе
"общественного договора", Ж. Ж. Руссо считает "объединенный
народ". Только такой суверен выгоден всем, он — гарант правильного и
полезного развития всех членов общества. Верховная власть "объединенного
народа" не нуждается, согласно Ж. Ж. Руссо, ни в каких гарантиях, так как
"невозможно, чтобы тело желало вредить всем своим членам".
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г., как
известно, воплотились многие идеи французских просветителей, живших и творивших
незадолго до Великой французской революции. Например, идеи о верховенстве
власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности
восходят к Ж. Ж. Руссо. В "Рассуждениях о политической экономии" он
утверждал: "Несомненно, что право собственности — самое святое из всех прав,
а потому более важное, чем сама свобода... Собственность — истинная основа
гражданского общества" [18, с. 459].
Якобинская политико-правовая идеология — органическая часть,
неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую
Франция пережила на исходе XVIII в. Яркими представителями этой идеологии
являются Жан-Поль
Марат (17431793) и Максимилиан Робеспьер (1758-1794).
Социально-политические взгляды П. Марата изложены в сочинениях "Цепи
рабства" и "План уголовного законодательства". Острая критика
абсолютистско-феодального строя, ненависть к угнетателям народных масс, защита
интересов бедняков от всевластия богачей, признание за народом священного
права на восстание против угнетателей — таковы характерные черты революционного
мировоззрения П. Марата, благодаря которым он был популярен как "друг
народа". Главным политическим деятелем и идеологом якобинцев был М.
Робеспьер — последователь Ж. Ж. Руссо, выступавший за революционное,
буржуазно-демократическое преобразование Франции.
Среди представителей политико-правовой идеологии французского социализма необходимо отметить Морелли, Г.
Мабли и Г. Бабёфа. Главный труд Морелли — "Кодекс природы, или Истинный дух ее
законов" — считается крупной вехой в истории социалистических учений.
Морелли описал в понятиях своего времени коммунистическое устройство общества.
Не его вина, что в итоге получился колоритный образ казарменного коммунизма.
Действительная история подтвердила достоверность этого образа, ибо не смогла
человеческой цивилизации предъявить коммунизм в каком-либо ином обличье.
Основные сочинения Габриэля Бонно де Мабли (1709-1785) — "О правах и
обязанностях гражданина", "О законодательстве, или Принципы
законов". Их основная идея состояла в признании того, что общество,
основанное на частной собственности, противоречит законам природы и что
естественным состоянием людей является строй, основанный на общей
собственности. Одной из самых примечательных фигур среди социалистов
(коммунистов) эпохи европейского Просвещения является Гракх Бабёф (1760-1797). Исследователи
считают, что совокупность его взглядов (бабувизм), базировавшихся на идеях
Морелли и якобинцев, является кульминацией развития социалистической мысли в
революционной Франции конца XVIII в.
Просветительское движение в Германии в области государственно-правовой
теории включало два направления: умеренное и левое. К умеренному крылу
принадлежали С.
Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф, а к более радикальному, левому — М. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг и др.
Под влиянием идей С. Пуфендорфа
и X. Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося
энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679-1754).
Политические и правовые учения в Италии в XVIII в. представлены двумя
наиболее значительными мыслителями, а именно: Джамбат-тиста Вико (1668-1744) и Чезаре Беккариа (1738-1794). Главное достоинство
социологической теории Дж. Вико состоит в утверждении, что общество не стоит на
месте, что история общества — продукт деятельности человечества, и в силу
объективных причин и законов, существующих независимо от воли людей, все без
исключения народы проходят определенные стадии в развитии общественного и
политического уклада. Автор знаменитого труда "О преступлениях и
наказаниях" Ч. Бек-кариа явился родоначальником так называемой
классической школы в науке уголовного права.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Что вы знаете о творчестве Вольтера?
2.
В чем состоят заслуги Ш. Монтескье?
3.
Изложите политико-правовое учение Ж. Ж. Руссо.
4.
Назовите основных представителей политико-правовой
идеологии якобинцев.
5.
Что вы знаете о политико-правовой идеологии
французского социализма?
6.
Что вам известно о представителях немецкого
Просвещения?
7.
Расскажите об идеях итальянских просветителей.
|