ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
1.
Общая характеристика политической мысли в России во второй
половине XIX в.
2.
Реформаторы!.
3.
Радикалы!.
4.
Либералы!. Борис Чичерин.
5.
Консерваторы.
6.
Политико-правовые взгляды Владимира Соловьева.
7.
Политико-правовые идеи начала XX в.
8.
Политико-правовые взгляды русских философов первой
половины XX в.
Политическая мысль России по сравнению с европейской общественно-политической
традицией отличалась своеобразием. Это своеобразие было продиктовано двумя
важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России,
которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными
ресурсами и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком.
Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих
противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, по сравнению с передовыми странами
Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и
политического развития.
Лидером радикального крыла дворянских реформаторов считается Александр Унковский (1828-1893), который известен
как инициатор и разработчик наиболее радикального проекта решения крестьянского
вопроса.
Богослов, философ, историк Священного писания,
талантливый проповедник, Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) прожил долгую жизнь
(1782-1867) и в силу благоприятных обстоятельств своей многолетней
архипастырской деятельности стал высокоавторитетным выразителем взглядов
православной иерархии на государство и право. Почти все главные события
русской истории XIX в. — церковные и гражданские — прошли под непосредственным
влиянием Филарета. Он был составителем Манифеста 19 февраля 1861 г., отменившего
в России крепостное право.
Наиболее значительную роль в развитии политической
мысли 50-60-х годов XIX в. сыграл Александр Герцен (1812-1870). 1 ноября 1861 г. он выдвинул лозунг
"В народ!", на десятилетия ставший для патриотической молодежи
призывом к деятельному участию в освободительном движении.
Наивысшего расцвета общественно-политическая мысль
революционных демократов России достигла в творчестве Николая Чернышеского (1828-1889). Как А. Герцен и
петрашевцы, он считал возможным при переходе к социализму использовать
сохранившуюся крестьянскую общину.
В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал
вопрос о государственном устройстве. Основным течением, направленным на
революционное преобразование государства, было народничество. Его анархистско-бунтарское
направление длительное время возглавлял Михаил Бакунин (1814-1876). Последним из плеяды всемирно известных
русских пропагандистов анархизма (наряду с М. Бакуниным и Л. Толстым) был Петр Кропоткин (1842-1921).
В этой главе следует обратить внимание на представителя
либерального
направления Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) — выдающегося русского юриста и философа
права. В его богатом и разностороннем научном творчестве большое место
занимает философское осмысление проблем права и государства.
Русские мыслители очень глубоко изучали проблему
критериев прогресса, возможность прогресса "мнимого" и даже
реальность "тупиковой" исторической ситуации. Тема подлинного и
мнимого прогресса была одной из центральных в творчестве Федора Достоевского (18211881), которому принадлежит значительное место в когорте
великих писателей прошлого века, оставивших заметный след в истории социальной
и политической мысли. В наиболее радикальной форме эта российская традиция
историософской критики представлена в учениях двух русских
консервативных
мыслителей:
Николая
Данилевского (18221885) и Константина Леонтьева (1831-1891).
Исключительно важное место
историческая тема занимала в творчестве крупнейшего русского религиозного
философа XIX в. Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). На протяжении многих лет он вступал в
конфликты с самодержавием и православной церковью, осуждая стремление господствующих
классов к обогащению, усматривая в этом причины многих социальных зол. В.
Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует
эксплуатация труда капиталом, приводящая к бедствиям пролетариата. В его
трактовке право и государство являются необходимым связующим звеном между
идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного
начала) и общественной практикой. Эти представления обосновываются в таких его
работах, как "Значение государства", "Право и нравственность",
"Оправдание добра".
Чтобы иметь представление о политико-правовых идеях
начала XX в.,
следует обратить внимание на творчество отца русского марксизма Георгия Плеханова (1865-1918), сочинения Станислава Котлярев-ского (1873-1940), взгляды Г. Шершеневича (1863-1912), Бориса Кис-тяковского (1868-1920), Павла Новгородцева (1866-1924). И наконец,
ознакомиться с политико-правовыми взглядами русских философов первой половины XX в.: Сергея Булгакова, Николая
Бердяева, Ивана Ильина.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Что вы знаете о реформаторах, радикалах, либералах и
консерваторах?
2.
Охарактеризуйте политико-правовые взгляды В. Соловьева.
3.
Проанализируйте развитие политико-правовых идей начала
XX в.
4.
Политико-правовые взгляды русских философов первой
половины XX в.
|