ПОЛИТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
В СОЕДИНЕННЫХ
ШТАТАХ АМЕРИКИ
В XVIII — НАЧАЛЕ XX в.
1. Становление
американской политико-правовой мысли.
2. Политические
взгляды! Бенджамина Франклина.
3. Политико-правовые
идеи Томаса Пейна.
4. Политические
взгляды! Томаса Джефферсона.
5. Политико-правовые
взгляды Александра Гамильтона.
6. Политические
идеи Джона Адамса. 7. Политико-правовое
учение и правовые взгляды Джеймса Меди-
сона, Джона К. Калхуна, Вудро Вильсона и Оливера Холмса.
Становление политико-правовой мысли в
Америке, так
же как и
в европейских странах, обусловлено возникновением и развитием буржуазного
просвещения, которое являлось орудием борьбы буржуазии против средневековых
феодальных традиций. Наряду с борьбой против католицизма перед просветителями
Америки встала задача разоблачения реакционной сущности чрезвычайно
влиятельного в то время, в особенности в английских колониях, пуританства,
проповедовавшего воинствующий религиозный фанатизм. Одним из американских
лидеров пуританства был Джон Элиот. Наиболее передовые представители американского
просветительства критиковали Дж. Элиота и других пуританских, а также
католических идеологов не только за их теологический подход к миру, но и за
попытки оправдания рабства. Они отвергали теократическую теорию государства
Дж. Элиота, согласно которой светская власть должна не только подчиняться духовной,
но и уступать последней свои функции.
Видным представителем
американского просветительства в XVIII в. был Бенджамин Франклин (1706-1790). Особенно важную
роль в мировоззрении Б. Франклина, как и других американских просветителей,
играли вопросы морали. Индивидуалистическая мораль Б. Франклина была неразрывно
связана с его политическими взглядами, с критикой английской администрации в
Америке, которая свою неограниченную власть направила против "священных
прав личности".
Наиболее радикальным представителем американского
антифеодального, просветительского движения являлся Томас Пейн (1737-1809). В своем
политико-философском очерке "Права человека" (1791) он осуждал
феодально-сословный строй, критиковал английское правительство и призывал народ
английских колоний к борьбе за суверенитет, пропагандировал идеи буржуазной
французской революции.
Выдающимся американским просветителем был Томас Джеффер-сон (1743-1826), философские и
социально-политические взгляды которого с особой выразительностью отражали
противоречия между демократическими и консервативными слоями американской
буржуазии.
Признанный лидер федералистов Александр Гамильтон (17571804) — выщающийся государственный деятель крупного масштаба,
отличавшийся широким кругозором, был автором глубоких разработок в области
конституционной теории и практики и энергичным защитником сильной
централизованной власти федерального правительства.
К группе федералистов по политическим взглядам примыкал и Джон Адамс (1735-1826). В трехтомной
монографии "В защиту конституции правительственной власти в Соединенных
Штатах Америки" он обосновывал необходимость обособления и независимости
трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Джеймс Медисон (1751-1836) более чем кто-либо заслуживает почетного
титула "отец американской конституции".
Джон К. Калхун (1782-1850) — видный представитель плеяды философствующих
политиков. Основные свои идеи он изложил в двух трактатах — "Исследование
о правительственной власти" и "Рассуждение о конституции и правительстве
Соединенных Штатов".
Вудро Вильсон (1856-1924) — 28-й президент
США (1913-1921 гг.) от Демократической партии. Свою карьеру большого политика
он начинал с должности профессора, а затем и президента Принстонского
университета. Его политические взгляды исходили из признания естественного
права.
Оливер Вендел Холмс (1841-1935) — философ и юрист.
Его классическая работа "Общее право" возникла на основе курса
лекций. Правовой прагматизм О. Холмса оказал впоследствии заметное влияние на
становление социологической юриспруденции Р. Паунда и на доктрину
"правовых реалистов" (Дж. Фрэнка, К. Ллевелина и др.).
В праве, говорил О. Холмс, как и в любой другой области человеческого
общения, индивид может в полной мере ощутить или проявить всю полноту своих
чувств и своих намерений: он может излить свой гнев на жизнь, он может испить
здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в погоне за
недостижимым. В этом обобщении много справедливого, поскольку право не
воспринималось и не воспринимается философско-правовой традицией неким
вспомогательным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром,
справедливостью и общим благом.
Идеи, развитые видными представителями американского
просветительства в XVIII в., сыграли оромную роль в выработке и принятии Конституции
1787 г., которая закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные
привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему
обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих ветвей власти —
законодательной, исполнительной и судебной.
Джон Вебстер (1782-1852), самый знаменитый в истории Америки оратор,
резюмировал суть конституционной истории своей страны в таких словах:
"Сердце Америки — свобода и союз, сегодня и навсегда" [18, с. 440].
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Становление американской политико-правовой мысли.
2.
Расскажите о политических взглядах Б. Франклина.
3.
Проанализируйте политико-правовые идеи Т. Пейна.
4.
Что вам известно о политических взглядах Т. Джефферсона?
5.
Проанализируйте политико-правовые взгляды А.
Гамильтона.
6.
Изложите политические взгляды Дж. Адамса.
7.
Охарактеризуйте основные положения политико-правового
учения и правовые взгляды Дж. Медисона, Дж. К. Калхуна, В. Вильсона и О. Холмса.
|