onli-films.at.ua
Пятница, 26.04.2024, 21:26
» Меню сайта
» Правознавство
1.ПРИНЦИПИ І МЕТОДИ ДІЯЛЬНОСТІ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ

2.НОТАРІАТ В УКРАЇНІ

3.КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ

4.КРИМІНАЛІСТИКА

5.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

6."МАЛА" СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ

7.ОБЩАЯ И КРИМИНАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

8.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

9.АНГЛІЙСЬКА МОВА ДЛЯ ЮРИСТІВ ENGLISH FOR LAW STUDENTS

10.СЛОВНИЧОК ЮРИДИЧНИХ ТЕРМІНІВ

11.КРИМІНОЛОГІЯ

12.ЖИТЛОВЕ ПРАВО УКРАЇНИ

13.СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ: СТАН І ПЕРСПЕКТИВИ

14.ТЕОРІЯ ДЕРЖАВИ І ПРАВА

15.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

16.МІЖНАРОДНЕ ПРИВАТНЕ ПРАВО

17.ЗАКОН УКРАЇНИ Про місцеве самоврядування в Україні

18.ТРУДОВІ СПОРИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1.  Общая характеристика средневековой западноевропейской
  политико-юридической мысли.
2.  Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
3.  Средневековые ереси.
4.  Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
5.  Средневековая юридическая мысль.

Наиболее оправданным, на наш взгляд, является такой подход к сред­невековой западноевропейской политико-юридической мысли, при котором с этим термином связывается (прежде всего исторически) свое­образный способ мышления, способ философствования вообще и в об­ласти юриспруденции в частности. Своеобразие указанного подхода состоит в его сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, которые характерны для хрис- тианства. Во времена средневековья христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. Характерными особенностями средневекового мышления являются ретроспективность и традиционализм, т. е. обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее — такова максима средневекового сознания. Средневековому способу мышления присуща необыкновенная искренность, не превзойденная ни­какой другой эпохой. Ему чужды поза и кокетство, свойственные исто­рии мысли Нового времени. Мыслитель говорит то, что думает, но дума- ет, естественно, в соответствии с представлениями своего времени. В этой главе прежде всего следует остановиться на творчестве Фомы Аквинского (1226(5)-1274), крупнейшего теоретика средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влия­тельное до настоящего времени идейное течение — томизм (в обновлен­ном виде — неотомизм). В своих сочинениях Фома Аквинский (Акви-нат) писал не только о философии, но и о государстве, экономике, о праве и морали. В центре его интересов были духовные и социальные проблемы. Вслед за греческими философами он помещает человека прежде всего в общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинат, однако, решительно высту­пает против социального равенства; сословные различия он считает веч­ными. Подданные должны подчиняться господам, покорность как основ­ная добродетель всех христиан должна распространяться на светскую жизнь. Лучшая форма государства — монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. Задача монарха — вести граждан к добродетельной жизни. Основными предпосылками этого являются сохранение мира и обеспе­чение благосостояния граждан. Важнейшие цель и смысл жизни — дос­тижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не государ­ство, а церковь, представленная священниками и наместником Бога на земле — римским папой. Роль церкви выше роли государства, поэтому владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии. Ак-винат провозглашает необходимость безусловного подчинения светской власти духовной; церкви должна принадлежать неограниченная власть. Особый интерес представляет содержащееся в "Сумме теологии" Фомы Аквинского учение о праве. Аквинат различает три разновидно­сти права — вечное, естественное, человеческое. Вечное право — это совокупность принципов божественного руководства миропорядком, со­держащихся в Высшем Разуме. Естественное право происходит из зако­нов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая людей. Неизменные требования естественного права предписывают чело­веку везде и всегда чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. В этом гарантия того, что в человеческих деяниях будет соблюдаться справедливость. В отличие от естественного человеческое право крайне изменчиво. На нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зави­сит от природы конкретного государства, характера правления, осуще­ствляемого в нем, и от многих других частных причин [11, с. 70]. Несколько слов о ересях. Первые христианские ереси возникли еще в период Римской империи, но наибольшего развития достигли в Сред­ние века (павликиане, катары, богомилы, вальденсы, альбигойцы, лолларды, табориты). Ереси часто являлись религиозным выражением социального протеста; особенно выделялись в этом отношении кресть-янско-плебейские ереси. Следует обратить особое внимание на таких видных представителей бюргерской ереси, как Джон Уиклиф и Ян Гус. Широкие общественные движения, направленные против феодализ­ма, были связаны с еретическими, а в отдельных случаях — с мистичес­кими течениями. Наиболее радикальные еретики-мистики требовали ликвидации господства церкви со всем ее богатством и иерархией. Они же выступали за установление "природного равенства" между людьми и уничтожение сословных привилегий. Их любимым изречением стали слова: "Когда Адам пахал, а Ева пряла, где тогда были дворяне?" В этих условиях изменялась и ориентация бюргерской ереси, которая возлага­ла надежды на королевскую власть. Одно из наиболее разработанных по­литико-юридических обоснований этой ориентации бюргерства принад­лежало Марсилию из Падуи (ум. в 1340). Вместе с Жаном Жанденом (ум. 1340) он участвовал в оппозиционном движении против папы Иоан­на XXII. Они являются авторами антицерковного трактата "Defensor pacis" ("Защитники мира"). Марсилий Падуанский отстаивал очень сме­лый (по тем временам) тезис о том, что настоящий источник всякой вла­сти — народ [3, с. 120-122]. Заметная веха в истории философско-правовых идей связана с твор­чеством средневековых юристов. Можно считать, что юриспруденция Павийской школы этого времени по основному направлению является предшественницей естественно-правовой школы позднейшей эпохи. Школа глоссаторов (или экзегетов) внесла заметный вклад в разработку позитивного права, в формирование и развитие юридико-догматическо-го метода трактовки действующего законодательства.

      ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.    Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневе­кового общества.
2.    Охарактеризуйте взгляды Фомы Аквинского на государство и право.
3.    Расскажите о средневековых ересях.
4.    Кратко изложите политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
5.    Что вы можете сказать о средневековой юридической мысли?

» Поиск
» Статистика

3.145.88.130

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Карта

free counters
» Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz