ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Общая характеристика
средневековой западноевропейской
политико-юридической мысли. 2. Учение Фомы Аквинского о
государстве и праве. 3. Средневековые ереси. 4. Политико-правовое учение
Марсилия Падуанского. 5. Средневековая юридическая
мысль.
Наиболее оправданным, на
наш взгляд, является такой подход к средневековой западноевропейской политико-юридической
мысли, при
котором с этим термином связывается (прежде всего исторически) своеобразный
способ мышления, способ философствования вообще и в области юриспруденции в
частности. Своеобразие указанного подхода состоит в его сопряженности с
религиозной идеологией, основанной
на
принципах откровения и монотеизма, которые характерны для хрис-
тианства. Во времена средневековья христианская религия была ядром
мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры.
Характерными особенностями средневекового мышления являются ретроспективность и
традиционализм, т. е. обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее — такова максима средневекового сознания.
Средневековому способу мышления присуща необыкновенная искренность, не
превзойденная никакой другой эпохой. Ему чужды поза и кокетство, свойственные
истории мысли Нового времени. Мыслитель говорит то, что думает, но дума-
ет,
естественно, в соответствии с представлениями своего времени.
В этой главе прежде всего
следует остановиться на творчестве Фомы Аквинского (1226(5)-1274), крупнейшего теоретика средневекового
католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до
настоящего времени идейное течение — томизм (в обновленном виде — неотомизм). В своих сочинениях Фома
Аквинский (Акви-нат) писал не только о философии, но и о государстве,
экономике, о праве и морали. В центре его интересов были духовные и социальные
проблемы. Вслед за греческими философами он помещает человека прежде всего в
общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем
благе. Аквинат, однако, решительно выступает против социального равенства;
сословные различия он считает вечными. Подданные должны подчиняться господам,
покорность как основная добродетель всех христиан должна распространяться на
светскую жизнь. Лучшая форма государства — монархия. Монарх должен быть в своем
царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Власть доброго и
справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. Задача монарха
— вести граждан к добродетельной жизни. Основными предпосылками этого являются
сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Важнейшие цель и смысл
жизни — достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не государство,
а церковь, представленная священниками и наместником Бога на земле — римским
папой. Роль церкви выше роли государства, поэтому владыки этого мира должны
быть подчинены церковной иерархии. Ак-винат провозглашает необходимость
безусловного подчинения светской власти духовной; церкви должна принадлежать
неограниченная власть.
Особый интерес представляет содержащееся в "Сумме
теологии" Фомы Аквинского учение о праве. Аквинат различает три разновидности
права — вечное, естественное, человеческое. Вечное право — это совокупность
принципов божественного руководства миропорядком, содержащихся в Высшем
Разуме. Естественное право происходит из законов вечного права и
распространяется на всех живых существ, включая людей. Неизменные требования естественного
права предписывают человеку везде и всегда чтить Бога и осуществлять его волю
в земных делах. В этом гарантия того, что в человеческих деяниях будет
соблюдаться справедливость. В отличие от естественного человеческое право
крайне изменчиво. На нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зависит от
природы конкретного государства, характера правления, осуществляемого в нем, и
от многих других частных причин [11, с. 70].
Несколько слов о ересях. Первые христианские ереси
возникли еще в период Римской империи, но наибольшего развития достигли в Средние
века (павликиане, катары, богомилы, вальденсы, альбигойцы, лолларды, табориты).
Ереси часто являлись религиозным выражением социального протеста; особенно
выделялись в этом отношении кресть-янско-плебейские ереси. Следует обратить
особое внимание на таких видных представителей бюргерской ереси, как Джон Уиклиф и Ян Гус.
Широкие общественные движения, направленные против
феодализма, были связаны с еретическими, а в отдельных случаях — с мистическими
течениями. Наиболее радикальные еретики-мистики требовали ликвидации господства
церкви со всем ее богатством и иерархией. Они же выступали за установление
"природного равенства" между людьми и уничтожение сословных
привилегий. Их любимым изречением стали слова: "Когда Адам пахал, а Ева
пряла, где тогда были дворяне?" В этих условиях изменялась и ориентация
бюргерской ереси, которая возлагала надежды на королевскую власть. Одно из
наиболее разработанных политико-юридических обоснований этой ориентации
бюргерства принадлежало Марсилию из Падуи (ум. в 1340). Вместе с Жаном Жанденом (ум. 1340) он участвовал в
оппозиционном движении против папы Иоанна XXII. Они являются авторами
антицерковного трактата "Defensor pacis" ("Защитники мира").
Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что
настоящий источник всякой власти — народ [3, с. 120-122].
Заметная веха в истории философско-правовых идей
связана с творчеством средневековых юристов. Можно считать, что
юриспруденция Павийской школы этого времени по основному направлению является
предшественницей естественно-правовой школы позднейшей эпохи. Школа глоссаторов
(или экзегетов) внесла заметный вклад в разработку позитивного права, в
формирование и развитие юридико-догматическо-го метода трактовки действующего
законодательства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Основные черты политико-правовой мысли
западноевропейского средневекового общества.
2.
Охарактеризуйте взгляды Фомы Аквинского на государство
и право.
3.
Расскажите о средневековых ересях.
4.
Кратко изложите политико-правовое учение Марсилия
Падуанского.
5.
Что вы можете сказать о средневековой юридической
мысли?
|