ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ
УЧЕНИЙ
1.
Предмет истории политических и правовых учений.
2.
Методологические проблемы истории политических и правовых
учений.
Изучение истории политических и правовых учений имеет
непреходящее значение, поскольку позволяет понять, как формировались и утверждались
общечеловеческие политико-правовые ценности, отраженные в учениях прошлого.
История политических и правовых учений — дисциплина
юридическая. Для нее характерны два аспекта: исторический и теоретический. Предметом истории политических
и правовых учений является не просто совокупность политических и правовых учений прошлого,
а именно их история.
Выяснение
смысла историчности этой самостоятельной юридической дисциплины имеет большое
значение для характеристики ее методологических проблем. В истории
политических и правовых учений (в области политико-правовой мысли) представлен
прогресс как теоретических знаний, так и методов познания. Как история теорий она является также своеобразной
историей методов политико-правового познания.
Кроме юристов значительный
вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных
гуманитарных наук, и прежде всего философы. Известные представители философской
мысли — Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,
Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г.
Гегель, Н. Бердяев — являются одновременно выдающимися фигурами и в истории
политических и правовых учений. Мыслители, которые занимались преимущественно
политико-правовыми или социально-политическими проблемами, также испытали на
себе значительное влияние тех или иных философских идей.
Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не
означает, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание,
философское знание развивается, постоянно обогащается новым содержанием,
новыми открытиями. Главнейшей функцией философии является стратегия жизни —
учение о том, каким надо быть, чтобы стать достойным называться человеком. И в
этой связи следует отметить, что, учитывая роль философии в развитии
политической и правовой мысли, необходимо иметь в виду ее теоретическое своеобразие,
обусловленное спецификой политических и правовых явлений как особых форм действительности
и объектов научного исследования. Предмет истории политических и правовых
учений исторически подвижен, конкретен. Органическое объединение в этом предмете
двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет его
специфику, заключающуюся в уникальности формы политико-правового сознания.
В истории мысли, подчеркивал Г. Гегель, наблюдается
прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного,
одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному,
многостороннему). Последовательность политико-правовых учений в основном такая
же, как последовательность в логических определениях собственно идеи, т. е.
история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и
столкновениях различных воззрений и позиций одновременно развивалось познание
природы государства и права, углублялись представления о свободе,
справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и
государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах
взаимоотношений личности и власти и т. д.
Особое внимание следует обратить на методологические проблемы
истории политических и правовых учений. Каждая наука использует определенный метод. Метод (от греч. цеиобо^ — путь,
исследование, прослеживание) — способ достижения определенной цели, совокупность
приемов или операций по практическому или теоретическому освоению
действительности. В истории политических и правовых учений как самостоятельном
направлении юридической науки используется богатый арсенал философских и
специально-научных методов, и прежде всего методов формально-логического,
диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. При этом
философия как основополагающая наука позволяет исследователю проверить
пригодность избранного метода для достижения поставленной цели и проконтролировать
последовательность использования этого метода в работе. Философский метод
задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом,
освещающим путь. Однако различные философские школы и направления в
соответствии со спецификой и пониманием предмета философии формулируют и
используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций
соответствует и плюрализм методов. Попытки найти единый метод, который был бы
применим всюду (идеал "методологического монизма"), ни к чему не
привели. Выяснилось, что "универсального метода" не существует и,
более того, для исследования каждого предмета и каждой проблемы требуется
собственный метод.
Метод и система являются основными направляющими
линиями науки. Философский плюрализм не следует путать с эклектикой — бессистемным,
беспринципным смешением разнородных представлений и взглядов одним человеком,
без какой-либо попытки самостоятельно, критически осмыслить их. Именно о таком
эклектическом "многознайстве" еще древние философы говорили, что оно
не есть признак мудрости, а потому бесполезно. Плюрализм же, не затрагивая
собственные, внутренние убеждения личности, требует от нее лишь одного:
уважения и чужих мнений, признания и за другими права на защиту собственных
идей и ценностей. В этом смысле философский, мировоззренческий плюрализм —
прямая противоположность идеологической нетерпимости, догматизму и фанатизму.
Он является незыблемой нормой демократического общества.
Остановимся еще на одном аспекте рассматриваемого
вопроса. Прогресс научного знания, внутренне связанный с развитием методов
познания, — это, по сути, исторический процесс. В области политико-правовой
мысли такой прогресс в теоретическом знании и методах познания представлен в
истории политических и правовых учений. Последняя как история теорий является в
определенном смысле одновременно своеобразной историей методов
политико-правового познания. И не только потому, что в тех или иных
политико-правовых теориях прошлого применялись соответствующие методы
исследования, которые также входят в предметную область истории политических и
правовых учений. Это, конечно, важный аспект, который необходимо учитывать при
изучении и освещении политико-правовых учений прошлого. Но для характеристики
внутреннего единства и соотношения теоретического и методологического аспектов
в истории политических и правовых учений гораздо важнее то, что каждая
предшествующая теория, в том числе и политико-правовая, обладает (в зависимости
от фундаментальности, научной значимости и т. д.) потенциалом и функцией метода
для последующих теорий [3, с. 8].
Пытаясь понять настоящее и
найти пути к лучшему будущему, люди всегда обращаются к прошлому, к исторически
апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не
слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации
в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой эпохи
определить свое место и назначение между прошлым и будущим.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Гносеологическое значение изучения истории политических
и правовых учений.
2.
Определите предмет истории политических и правовых
учений как самостоятельной юридической дисциплины.
3. Назовите два основных аспекта
истории политических и правовых учений.
4.
В чем своеобразие предмета истории политических и
правовых учений?
5.
В чем различие между конкретно-историческим и
теоретическим аспектами в структуре политико-правового знания?
6.
Назовите философов, внесших значительный вклад в
историю политических и правовых учений.
|