ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В УКРАИНЕ
(КОНЕЦ XV — НАЧАЛО XVII в.). СТАНИСЛАВ ОРИХОВСКИЙ
1.
Возрождение в Украине.
2.
Христофор Филалет как представитель позднего Возрождения
в Украине. Острожская школа.
3.
Три этапа в развитии ренессансного гуманизма в Украине.
4.
Проблемы человека.
5.
Станислав Ориховский и его взгляды! на проблемы!
государства и права.
Как упоминалось, с XV в.
начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, оставившая
человечеству блестящую культуру. Была сломлена диктатура церкви, что явилось
важнейшим условием расцвета культуры в это время.
Культура Возрождения, его философия, политическая и
правовая мысль преисполнены признанием ценности человека как личности, его
права на свободное развитие и проявление способностей. Утверждается новый
критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе эпохи
Возрождения гуманизм выступил как светское свободомыслие, противостоящее
средневековой схоластике и духовному господству церкви, а затем он утверждался
через ценностно-моральное содержание философии и литературы. Новая культура и
философия Возрождения сначала появились в Италии, а в дальнейшем охватили
другие страны Европы.
В Украине в XVI в. получили развитие главным образом идеи раннего
гуманизма. А со второй половины XVI в. в связи с усилением национального,
социального и религиозного гнета польской шляхты и католической церкви
украинские мыслители и полемисты все чаще начинают обращаться к проблемам,
которые волновали представителей позднего Возрождения, а также реформаторов.
Среди полемистов выделялся Христофор Филалет. Он высказывал идеи
общественного договора и естественных прав, ограничения власти монарха законом.
Огромную роль в распространении философских и социально-политических знаний
сыграла Острожская
школа. В
1581 г. выходит знаменитый шедевр книгопечатания — так называемая Острожская Библия — первая печатная Библия на
славянском языке. Большой вклад в духовное возрождение украинского народа внес
князь К. Острожский.
О Возрождении следует говорить как о всеевропейском явлении, и
применительно к Украине исследователи указывают на три этапа в развитии
ренессансного гуманизма. Первый этап (приблизительно до середины XVI в.) типологически
похож на ранний итальянский. На втором этапе (вторая половина XVI — начало XVII в.) интенсивно
разрабатываются раннегуманистические идеи совместно с реформационными, а также
идеи византийского Возрождения. Именно в этот период активно формируется
историческое самосознание украинского народа. Третий этап длился со второй трети
XVII в. до начала XVIII в. [17, с. 88]. Основателями гуманистической культуры
Украины были Юрий
Котер-мак-Дрогобич (ок. 1450-1494), Павло Русин из Кросна (г. р. неизв. — 1517), Лукаш из Нового Миста (г. р. неизв. —
1542) и Станислав
Ори-ховский (1513-1566).
Проблема человека возникла в философии не сразу,
но это не означает, что философский вопрос о сущности и смысле человеческого
бытия был поставлен лишь в наше время. В Украине в рассматриваемый период
проблему человека и его сущности разрабатывали С. Орихов-ский, К. Сакович и К. Ставровецкий.
Украинские мыслители эпохи Возрождения высказывали свои
соображения о происхождении государства и форм государственного правления,
обосновывали идеи просвещенной монархии, ограниченной законом. Выдающееся
место здесь принадлежит Станиславу Ориховскому. Его большой заслугой было
провозглашение приоритета права в политической жизни, а также то, что он
впервые в украинской и польской политической мысли описал так называемую пирамиду власти.
Идеи о происхождении государства и власти, свободе
человека, социальном равенстве высказывались и в трудах полемиста Кирилла Ставро-вецкого. Одним из самых выдающихся
украинских мыслителей был
Иван Вышенский, творчество которого было направлено на злободневные
общеполитические, социальные и культурные проблемы. "Голос Ивана
Вышенского, — писал О. Субтельный, — одинокий голос человека из народа. Этот
монах-отшельник был единственным писателем своего времени, оплакавшим
закрепощение крестьян и осмелившимся осудить крепостников-помещиков" [8,
с. 133].
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Этапы развития ренессансного гуманизма в Украине.
2.
Кто из украинских мыслителей уделял внимание проблеме
человека?
3.
Охарактеризуйте политико-правовые взгляды С.
Ориховского.
4.
Что вы знаете об И. Вышенском?
|