РАЗВИТИЕ
УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Х!-ХМ вв.ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ
МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ
1. Общая
характеристика политико-правовой мысли Киевской
Руси. 2. Политико-правовые
идеи в "Слове о Законе и Благодати". 3. Политическая
программа Владимира Мономаха.
4. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.
Более полутора
тысячелетий высится на берегах седого Днепра древний и вечно молодой Киев. Ему
выпала сложная и славная судьба. Беря начало своей истории в глубине веков,
Киев с IX в. становится политическим и культурным центром могущественной
древнерусской державы. В средние века именно Украина была сердцевиной
культурно-политического и хозяйственного конгломерата земель и народов —
Киевской Руси.
Украинская политическая и правовая мысль представляет собой оригинальную
составляющую мировой политической и правовой мысли. Возникнув во времена
Киевской Руси в процессе ее христианизации, она развивалась в контексте
украинской культуры, отражая ее историческое своеобразие.
С момента крещения в 988 г. процесс христианизации тесно связал Киевскую
Русь с Византией; богословская и философская мысль формировалась под влиянием
византийской философии. Но особенностью русско-украинской образованности
являлось то, что она использовала собственный письменный язык (созданный в IX
в. Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической. Первым
украинским философом можно считать киевского митрополита Иллариона (XI в.).
В своем "Слове о Законе и Благодати" он с помощью символического
толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию,
обосновывавшую включенность "русской земли" в общемировой процесс
торжества божественного "света" (т. е. Христа, называемого
"благодатью" и "истиной") над тьмой язычества. "Слово
о Законе и Благодати" было первым русско-украинским политическим
трактатом. Это произведение высоко оценили современники и потомки. Совокупность
политико-юридических проблем, затронутых в этом древнейшем документе
русско-украинской письменности (представления о статусе верховной власти и ее
носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном
облике великого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе
внешней политики), разрабатывалась в русско-украинской политической литературе
в течение многих веков. Илларион отвергал как утверждения о существовании того
или иного избранного Богом народа, так и идеи католической и византийской
церквей о необходимости всепоглощающей "вселенской империи и
церкви". Он с гордостью писал, что о земле Русской известно во всем мире.
Идеи "Слова о Законе и
Благодати" развиваются в творчестве другого представителя отечественной
культуры XI в. — Нестора (XI — начало XII в.). Подобно Иллариону, в "Повести временных
лет", обращаясь к русской истории, он прежде всего стремится ввести ее во
всемирно-исторический контекст. Повесть, отвечая на вопрос "откуда, есть
и пошла земля русская", начинается с описания всемирного потопа и
вавилонского столпотворения, положившего начало, согласно христианской доктрине,
истории всех народов. Характерно, что здесь русский народ рассматривается как
часть единой общности славян. Основной в летописи является идея величия,
единства и независимости Руси. Укрепление политической власти киевского князя
и объединение вокруг Киева всех княжеств — залог прекращения княжеских
междоусобиц и разрушения государства.
Сведения об истории государства, о власти и о других политических и
правовых идеях содержатся также в произведениях Феодосия Печерс-кого и Климента
Смолятича, в которых просматривается идея Иллариона о том, что законопослушное
и нравственное поведение человека в обществе есть необходимое условие для
постижения Истины и Благодати как идеала христианина.
Дальнейшее развитие
русско-украинская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053-1125). Его политическая
программа сформулирована в сочинениях "Поучение детям",
"Послание Олегу Черниговскому" и "Отрывок" (автобиография),
в которых затронут широкий круг вопросов, касающихся полномочий великого
князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия
в стране. В "Поучении" Владимира Мономаха содержится предостережение
о том, что совершать беззакония не имеют права ни сыновья князя, ни служилые
люди. Князь — державный муж, носитель закона и законности. В
"Поучении" наиболее отчетливо представлено политическое кредо
Владимира Мономаха. Ведущее место в этом произведении занимает проблема
организации и осуществления верховной власти.
В развитии государственности и социально-политической
мысли в Киевской Руси имело большое значение "Слово о полку Игореве",
основная идея которого — необходимость объединения русских земель и прекращения
междоусобиц.
Интерес представляет политическая деятельность князя
Даниила Га-лицкого в накоплении традиций утверждения украинской государственности.
Взгляды Даниила Галицкого четко отражали геополитическую и историческую
определенность европейской ориентации украинского народа.
Традиции украинской политической мысли продолжены в
"Молении" — своеобразном сочинении Даниила Заточника. Это произведение
свидетельствует об осуждении Даниилом политики феодальной раздробленности и
желании видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым
князем, опирающимся на Совет "думцев" и предоставляющим своей властью
защиту всем подданным.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
О чем писал киевский митрополит Илларион в "Слове
о Законе и Благодати"?
2.
В чем сущность политической программы Владимира
Мономаха?
3.
Что вам известно о Феодосии Печерском и Клименте
Смолятиче?
4.
Расскажите о "Повести временных лет"
летописца Нестора.
5.
Охарактеризуйте политико-правовые воззрения Даниила
Заточника.
|