onli-films.at.ua
Пятница, 29.03.2024, 11:59
» Меню сайта
» Правознавство
1.ПРИНЦИПИ І МЕТОДИ ДІЯЛЬНОСТІ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ

2.НОТАРІАТ В УКРАЇНІ

3.КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ

4.КРИМІНАЛІСТИКА

5.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

6."МАЛА" СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ

7.ОБЩАЯ И КРИМИНАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

8.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

9.АНГЛІЙСЬКА МОВА ДЛЯ ЮРИСТІВ ENGLISH FOR LAW STUDENTS

10.СЛОВНИЧОК ЮРИДИЧНИХ ТЕРМІНІВ

11.КРИМІНОЛОГІЯ

12.ЖИТЛОВЕ ПРАВО УКРАЇНИ

13.СУДОВА РЕФОРМА В УКРАЇНІ: СТАН І ПЕРСПЕКТИВИ

14.ТЕОРІЯ ДЕРЖАВИ І ПРАВА

15.ЮРИДИЧНА ДЕОНТОЛОГІЯ

16.МІЖНАРОДНЕ ПРИВАТНЕ ПРАВО

17.ЗАКОН УКРАЇНИ Про місцеве самоврядування в Україні

18.ТРУДОВІ СПОРИ

УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ (СЕРЕДИНА XVII — КОНЕЦ XVII в.). БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ,  ЕГО ВКЛАД В СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.   Историческое значение освободительной войны.
2.   Выдающиеся деятели Киевского братства.
3.   Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной политической и правовой мысли.
4.   Петр Могила и его вклад в развитие идей построения государ­ственности в Украине.
5.   Богдан Хмельницкий, его вклад в создание независимого укра­инского государства.      

Один из крупнейших катаклизмов в истории Украины — Великое восстание 1648 г. По масштабам, силе и влиянию оно не имеет равных во всем начальном периоде Новой истории Европы. О. Субтельный пи­шет: "Редко отдельная личность так крепко держала в руках нити эпо­хальных событий, как делал это Богдан Хмельницкий во время восста­ния 1648 г. Недаром многие историки считают его величайшим военным и политическим лидером Украины: ведь личную его роль в крутом изме­нении всего хода не только украинской, но и всей восточноевропейской истории трудно переоценить" [8, с. 162-163]. Большое значение для развития духовной культуры Киева и Украины в целом в XVII в. имело Киевское братство, возникшее в конце 1615 г. и возглавившее идеологическую борьбу против унии и католицизма. По социальному составу братство объединяло в своих рядах предста­вителей различных сословий: зажиточных горожан, часть украинской шляхты и православного духовенства. С самого начала существования Киевское братство пользовалось мощной поддержкой запорожского ка­зачества. В организации его активное участие приняли представители ученого мира, группировавшиеся в то время вокруг Киево-Печерской лавры. Благодаря усилиям архимандрита Лавры, видного общественно­го, культурного и церковного деятеля начала XVII в. Елисея Плетенец-кого эта монастырская "обитель" стала важным центром научной и куль­турной жизни тогдашней Украины. Он пригласил в Киев образованных людей со всей Украины, главным образом филологов, литераторов, пере­водчиков, мастеров типографских дел. Широко развернутая издательс­кая деятельность Киево-Печерской типографии сыграла большую роль в социально-политической и историко-культурной жизни нашей Родины. С Киевским братством и его школой были тесно связаны деятели, при­нимавшие активное участие в идеологической борьбе против теории и практики католицизма. Это видные писатели-полемисты М. Смотриц-кий, 3. Копыстенский, Л. Зизаний и др. Развитию политической и правовой мысли в Украине на почве взаи­модействия с культурой Западной Европы начиная с XVI в. способст­вовала деятельность первого высшего учебного заведения — Киево-Могилянской академии (осн. в 1632 г.), основателем которой был архи­мандрит Петр Могила (1596-1647). В его творческом наследии большое место занимают политические и правовые проблемы. П. Могила не от­делял государство и общество друг от друга. По его мнению, государ­ство возникает из необходимости обеспечения естественных потребно­стей людей на базе закона, наделяет граждан материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и за­щищает их своими средствами. Деятельность в сочетании с добропо­рядочностью, отмечал П. Могила, есть блаженство и составляет цель че­ловеческой жизни. В трудах П. Могилы можно найти размышления о светской власти, которые далеко не всегда созвучны с идеей верховен­ства власти церкви [12, с. 157]. Видный украинский ученый В. Ничик в своем фундаментальном тру­де "Петро Могила в духовній історії України" делает следующий вывод: "Хотя у Могилы еще не было четко очерченной программы строитель­ства государства и церкви в Украине, он был убежден, что для этого прежде всего необходимы национально сориентированная элита, опре­деленная иерархия и структура, прочная дисциплина. Высшую полити­ческую и церковную власть он рассматривал как выражение "общего блага" нации и считал, что их установление должно быть следствием примирения, взаимопонимания и согласия противоположно действую­щих общественных сил" [37, с. 158]. К концу XVII в. в Киево-Могилянской академии появляются специ­альные курсы моральной философии, которые состоят из трех частей — учения о нравственности человеческой личности, учения о ведении хо­зяйства и учения о государстве и праве. Кризис церковно-теологическо-го мировоззрения и национально-освободительная борьба украинского народа наложили глубокий отпечаток на государственно-правовые кон­цепции профессоров Киево-Могилянской академии. Проблемы государства, абсолютной монархии, соотношения светс­кой и церковной власти занимали значительное место в творчестве Фео­фана Прокоповича (1681-1736), профессора и ректора Киево-Могилян-ской академии. Разработанная им теория просвещенного абсолютизма служила утверждению приоритета светского начала, подчинению церк­ви государству, подавлению сопротивления боярских и церковных кру­гов процессам централизации государственной власти. Эта теория име­ла много общего с учениями западноевропейских раннебуржуазных теоретиков государства и права Г. Гроция и Т. Гоббса. Согласно теории, созданной Ф. Прокоповичем, основанием исторического прогресса, силы государства и благосостояния его граждан являются распростра­нение просвещения и развитие наук. Верховным носителем государ­ственной власти мог быть только просвещенный правитель, "философ на троне". Профессор Киево-Могилянской академии, а позже блюститель пат­риаршего престола в России Стефан Яворский (1658-1722) выражал решительный протест против социального и национального угнетения. Освободительная война украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого привела к фактическому возрождению украинской государственности. Территории, освобожденные от власти Речи Поспо-литой, обладали всеми признаками независимого государства: на них имелись собственные органы публичной власти, налоговая система, во­оруженные силы, проводилась внешняя политика, население признавало законность существующей власти. Главные атрибуты собственной укра­инской государственности впервые юридически были закреплены в Збо­ровском соглашении с Речью Посполитой 1649 г. Победы 1648 г. над польскими войсками позволили украинцам осо­знать собственные силы. Происходит сближение казацкой верхушки с православной церковью. Духовенство и интеллигенция убеждают гет­мана в необходимости защиты интересов не только казацких слоев, но и всего украинства. Взгляды Б. Хмельницкого как вожака народного вос­стания претерпевают значительные изменения. Гетман становится вож­дем украинского народа. Влияние Богдана Хмельницкого (ок. 1595-1657) на ход украинской истории трудно переоценить. Недаром украинские, польские и российс­кие историки единодушны в том, что казацкий гетман стоит наравне с такими его современниками, как О. Кромвель в Англии или А. Валлен-штейн в Богемии. Большинство видных украинских историков прихо­дят к выводу, что Б. Хмельницкий сознательно и последовательно пы­тался заложить фундамент будущей украинской государственности и что без его усилий восстановление такого фундамента в новейшие времена оказалось бы невозможным [8, с. 179].

      ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.    Что вы знаете о Киево-Могилянской академии?
2.    Расскажите о П. Могиле и его роли в разработке идеи независимого государ­ства.
3.    Расскажите о Б. Хмельницком, его вкладе в развитие идеи независимого ук­раинского государства.

» Поиск
» Статистика

44.199.241.53

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Карта

free counters
» Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz