УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ
ВОЙНЫ (СЕРЕДИНА XVII — КОНЕЦ XVII в.).
БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ, ЕГО ВКЛАД В СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО
УКРАИНСКОГО
ГОСУДАРСТВА
1.
Историческое значение освободительной войны.
2.
Выдающиеся деятели Киевского братства.
3.
Роль Киево-Могилянской академии в развитии
отечественной политической и правовой мысли.
4.
Петр Могила и его вклад в развитие идей построения государственности
в Украине.
5.
Богдан Хмельницкий, его вклад в создание независимого
украинского государства.
Один из крупнейших катаклизмов в истории Украины — Великое восстание 1648 г. По масштабам, силе и влиянию
оно не имеет равных во всем начальном периоде Новой истории Европы. О.
Субтельный пишет: "Редко отдельная личность так крепко держала в руках
нити эпохальных событий, как делал это Богдан Хмельницкий во время восстания
1648 г. Недаром многие историки считают его величайшим военным и политическим
лидером Украины: ведь личную его роль в крутом изменении всего хода не только
украинской, но и всей восточноевропейской истории трудно переоценить" [8,
с. 162-163].
Большое значение для развития духовной культуры Киева и Украины в целом
в XVII в. имело Киевское братство, возникшее в конце 1615 г.
и возглавившее идеологическую борьбу против унии и
католицизма. По социальному составу братство объединяло в своих рядах представителей
различных сословий: зажиточных горожан, часть украинской шляхты и православного
духовенства. С самого начала существования Киевское братство пользовалось
мощной поддержкой запорожского казачества. В организации его активное участие
приняли представители ученого мира, группировавшиеся в то время вокруг Киево-Печерской лавры. Благодаря усилиям архимандрита
Лавры, видного общественного, культурного и церковного деятеля начала XVII в. Елисея Плетенец-кого эта монастырская
"обитель" стала важным центром научной и культурной жизни тогдашней
Украины. Он пригласил в Киев образованных людей со всей Украины, главным
образом филологов, литераторов, переводчиков, мастеров типографских дел.
Широко развернутая издательская деятельность Киево-Печерской типографии
сыграла большую роль в социально-политической и историко-культурной жизни нашей
Родины. С Киевским братством и его школой были тесно связаны деятели, принимавшие
активное участие в идеологической борьбе против теории и практики католицизма.
Это видные писатели-полемисты М. Смотриц-кий, 3. Копыстенский, Л. Зизаний и др.
Развитию политической и правовой мысли в Украине на
почве взаимодействия с культурой Западной Европы начиная с XVI в. способствовала
деятельность первого высшего учебного заведения — Киево-Могилянской академии (осн. в 1632 г.), основателем
которой был архимандрит Петр Могила (1596-1647). В его творческом наследии большое место
занимают политические и правовые проблемы. П. Могила не отделял государство и
общество друг от друга. По его мнению, государство возникает из необходимости
обеспечения естественных потребностей людей на базе закона, наделяет граждан
материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает
людей и защищает их своими средствами. Деятельность в сочетании с добропорядочностью,
отмечал П. Могила, есть блаженство и составляет цель человеческой жизни. В
трудах П. Могилы можно найти размышления о светской власти, которые далеко не
всегда созвучны с идеей верховенства власти церкви [12, с. 157].
Видный украинский ученый В. Ничик в своем
фундаментальном труде "Петро Могила в духовній
історії України" делает следующий вывод: "Хотя у Могилы еще не было
четко очерченной программы строительства государства и церкви в Украине, он
был убежден, что для этого прежде всего необходимы национально сориентированная
элита, определенная иерархия и структура, прочная дисциплина. Высшую политическую
и церковную власть он рассматривал как выражение "общего блага" нации
и считал, что их установление должно быть следствием примирения,
взаимопонимания и согласия противоположно действующих общественных сил"
[37, с. 158].
К концу XVII в. в Киево-Могилянской академии появляются
специальные курсы моральной философии, которые состоят из трех частей — учения
о нравственности человеческой личности, учения о ведении хозяйства и учения о
государстве и праве. Кризис церковно-теологическо-го мировоззрения и
национально-освободительная борьба украинского народа наложили глубокий
отпечаток на государственно-правовые концепции профессоров Киево-Могилянской
академии.
Проблемы государства, абсолютной монархии, соотношения
светской и церковной власти занимали значительное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736), профессора и
ректора Киево-Могилян-ской академии. Разработанная им теория просвещенного
абсолютизма служила утверждению приоритета светского начала, подчинению церкви
государству, подавлению сопротивления боярских и церковных кругов процессам
централизации государственной власти. Эта теория имела много общего с учениями
западноевропейских раннебуржуазных теоретиков государства и права Г. Гроция и
Т. Гоббса. Согласно теории, созданной Ф. Прокоповичем, основанием исторического
прогресса, силы государства и благосостояния его граждан являются распространение
просвещения и развитие наук. Верховным носителем государственной власти мог
быть только просвещенный правитель, "философ на троне".
Профессор Киево-Могилянской академии, а позже
блюститель патриаршего престола в России Стефан Яворский (1658-1722) выражал решительный
протест против социального и национального угнетения.
Освободительная война украинского народа под
предводительством Б. Хмельницкого привела к фактическому возрождению украинской
государственности. Территории, освобожденные от власти Речи Поспо-литой,
обладали всеми признаками независимого государства: на них имелись собственные
органы публичной власти, налоговая система, вооруженные силы, проводилась
внешняя политика, население признавало законность существующей власти. Главные
атрибуты собственной украинской государственности впервые юридически были
закреплены в Зборовском соглашении с Речью Посполитой 1649 г.
Победы 1648 г. над польскими
войсками позволили украинцам осознать собственные силы. Происходит сближение
казацкой верхушки с православной церковью. Духовенство и интеллигенция убеждают
гетмана в необходимости защиты интересов не только казацких слоев, но и всего
украинства. Взгляды Б. Хмельницкого как вожака народного восстания
претерпевают значительные изменения. Гетман становится вождем украинского
народа.
Влияние Богдана Хмельницкого (ок. 1595-1657) на ход украинской истории трудно
переоценить. Недаром украинские, польские и российские историки единодушны в
том, что казацкий гетман стоит наравне с такими его современниками, как О.
Кромвель в Англии или А. Валлен-штейн в Богемии. Большинство видных украинских
историков приходят к выводу, что Б. Хмельницкий сознательно и последовательно
пытался заложить фундамент будущей украинской государственности и что без его
усилий восстановление такого фундамента в новейшие времена оказалось бы
невозможным [8, с. 179].
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Что вы знаете о Киево-Могилянской академии?
2.
Расскажите о П. Могиле и его роли в разработке идеи
независимого государства.
3.
Расскажите о Б. Хмельницком, его вкладе в развитие идеи
независимого украинского государства.
|